ГлавнаяЛичный опыт Блок управления электрическим вентилятором – устранение неисправности
Блок управления электрическим вентилятором – устранение неисправности
Неисправность блока управления электрическим вентилятором с электроприводом. Mercedes C180 W202, 98г
На свою машину я не жалуюсь, езжу уже три года. За это время были лишь мелкие поломки. Как-то зимой заметил, что загорелась лампочка «уровня охлаждающей жидкости». При осмотре бачек – полон. Предварительный диагноз – неисправность датчика уровня охлаждающей жидкости. Так я ездил еще три месяца, лампочка периодически, то загоралась, то гасла. Глючит датчик?!
И вот при езде в городе услышал шум вентилятора охлаждения радиатора. Температура двигателя при этом не поднималась выше 85С. С системой охлаждения и температурой двигателя у меня никогда проблем не было. Припарковавшись, выключил зажигание, вентилятор не остановился, а так же продолжал шуметь на высокой скорости.
Так как аккумулятор разряжать не хотелось, а ехать было не далеко, было решено отключить вентилятор, разъединив разъем идущий к вентилятору. Так же можно вынуть предохранитель, он самый большой, в блоке предохранителей.
Теперь путь в сервис, на диагностику. Проверив на компьютере, выявили причину – неисправность блока управления электрическим вентилятором. У меня электропривод вентилятора, не гидравлическая муфта.
Сам блок управления электрическим вентилятором расположен под аркой переднего левого колеса и закрыт пластиковой защитой. Добраться до него можно без подъемника или ямы. Достаточно выкрутить колесо в левую сторону (можно поднять домкратом левую переднюю сторону машины и снять колесо) и выкрутить три болта на 10 удерживающие защиту. Отсоединить разъем, просто потянув за него и открутить две гайки удерживающие блок.
Предложение из сервиса – заказ и покупка нового или поиск на разборках Б/У. О новом думать не хотелось. Осталось одно - искать на авторынке Б/У. Предварительные поиски выявили следующие – стоимость в пределах 80 – 100$, но должен совпадать номер серии блока, иначе не подойдет (см. фото).
Купить мы всегда успеем. Хотелось выяснить причину поломки. Разбор блока, он легко раскручивается, всего 4 винта, показал нам выгоревший полевой транзистор – дырка в корпусе.
Возник вопрос, а не попробовать, ли отремонтировать! 100$ не лишние, да и поискать еще этот блок надо. Мы применили не научный подход, так как никаких приборов не имеем, есть только далекий опыт с юности в радиолюбительстве.
Итак, в целях экономии пошли по простому пути, решили заменить только один полевой транзистор, тот, что с дыркой. Путь на радио рынок Ждановичи (Минск), киоск №909, (сайт www.elcomp.info, (029) 652-35-58). Пробуем найти полевой транзистор SUP75N06-08, к сожалению такого нет. Справочник по зарубежным полевым транзисторам выдал нам аналог – IRF1010E (В интернете еще говориться об аналоге STP80NF06). В продаже имелся только IRF1010E, цена 1.3$/шт. (3 600руб.). Купив его, отправились припаивать. Времени заняло это не много. И вот блок управления электрическим вентилятором установлен. Но безрезультатно, неисправность мы не устранили, вентилятор по-прежнему крутился, не останавливаясь и не обращая внимания на отсутствие ключа в замке зажигания.
Оптимизма чуточку поубавилось, с ходу проблема не решилась. Но со 100$ по-прежнему расставаться не хотелось. Погрузились в изучение основ строения современных силовых источников питания – пришли к пониманию проблемы с научной стороны. Итак, причина нашей проблемы оказалась - Диод Шо́ттки - MBR2545CT (его аналог STPS2545CT).
Диод Шоттки необратимо выходит из строя при кратковременном превышении максимального обратного напряжения и неудовлетворительных условиях теплоотвода, что, в свою очередь, может привести к перегреву и выходу из строя полевых транзисторов. На плате нашего блока, внешне они похожи между собой, диод стоит посередине.
Для интересующихся привожу примеры DATASHEET используемых радиоэлементов и их аналогов.
Решили приобрести и заменить два полевых транзистора, в нашем случае это IRF1010E и диод - MBR2545CT. В продаже имелся MBR2545CT, цена 1.0$/шт. (2 800руб.).
Перепаяв сразу все три компонента, мы получили полностью исправный блок управления электрическим вентилятором. Подключив его - все заработало. Погасла лампочка, сигнализирующая об уровне охлаждающей жидкости, в нашем случае она сигнализировала о неисправности в блоке управления вентилятором. Кстати, об этом не все знают и в сервисе меня заверяли, что она тут непричем и говорит, только, об уровне охлаждающей жидкости в бачке или неисправности датчика уровня охлаждающей жидкости. Простое включение выключение разъема в блоке показывает обратное, что она сигнализирует о неисправности в блоке управления вентилятором или его отсутствии.
Тестирование работы блока простое – на холостом ходу даем возможность прогреться двигателю до ~96С, это температура включения 1 скорости вентилятора, если вентилятор запускается, то все отлично, можно спокойно ездить.
Принцип работы блока управления электрическим вентилятором с электроприводом у многих авто одинаков. Похожа и схематехника, поэтому можно предположить, что выходят из строя похожие по своему предназначению компоненты, соответственно замена их решит вашу проблему.
Кстати, весь ремонт нам обошелся в 3.6$ (10 000руб.), если еще не считать потраченного времени на поиски и пайку элементов. Но какое удовольствие, когда все заработает! :)
Обратите внимание на новый автомобиль - ниссан кашкай
Рад буду рад услышать ваши комментарии!
2009, Ayura /
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
/